Привет
Версия сайта для слабовидящих

Уникальная находка к юбилею города!

Уникальная находка к юбилею города!
Во время строительства новой эстакады на Октябрьском проспекте была обнаружена историческая каменная кладка Касимовского тракта (ныне Октябрьский проспект).
2 сентября 2023 г. к 400-летию города в Люберецком краеведческом музее открывается экспозиция с фрагментом каменной кладки. Увидеть новый музейный экспонат можно в день города и в дни работы музея: среда-воскресенье с 10:00 до 19:00. Спешите прикоснуться к истории!

Из истории Касимовского тракта (Егорьевского шоссе).

От тракта к шоссе.

Касимовская дорога — Егорьевское шоссе – одно из самых старых в Московской области. Официально Егорьевское шоссе называется «трасса Р105». Это автомобильная дорога регионального значения в Московской и Рязанской областях, которая соединяет Москву и город Касимов. Историческое название трассы — Касимовский тракт.

Исторический центр города Касимова

Итак, Егорьевское шоссе — это бывший «касимовский тракт». Дорога вела в Касимовское ханство. Ханство стало воротами Руси на восток и воротами Востока на Русь: мусульманское государство, включённое в Великое княжество Московское и ему служившее и в военном, и в дипломатическом, и в политическом отношении. Старинный Касимовский тракт (XV — XVII вв.) из Москвы в Касимов – столицу первой национальной автономии России – Касимовского царства, проходил через Люберцы, Егорьевск, Спас-Клепики, Туму, Гусь-Железный, Сынтул. Именно эта дорога играла роль пограничного буфера между Московией и ногайской Ордой. Возможно, что она существовала (или был создана) и при Юрии Долгоруком.

Собственно вдоль неё и возникали населённые пункты, которые сейчас облепили дорогу с обеих сторон. Так как местность была скудная и в ней нет плодородных земель, местные крестьяне занимались ремёслами. Примерно вот так и возникла гжельская роспись. Селиться все старались как можно ближе к дороге. Издревле существует мнение, что дорога прокормит. Местные жители продавали поделки, а проезжающие харчевались и находили кров. Насколько известно, дорога была грунтовой с 1495 года.

Шоссирование Касимовского тракта началось в конце 1880-х годов. На дорожные работы государство выделяло крупные суммы. Для неквалифицированной работы нужны были рабочие руки, и эта проблема была решена за счёт сельского населения. Для работы на Касимовском тракте нанимали местных крестьян целыми артелями. В декабре 1898 года Московское губернское земство обсудило возможность шоссирования Касимовского тракта. Для руководства работами была создана специальная комиссия, которая признала важнейшим направлением дорогу от Ильинского погоста на Речицы, Гжель и Люберцы. Московская земская управа отдавала должное исключительной важности этой дороги. К работам приступили в нескольких местах, в том числе на отрезке в 20 вёрст от Панков до Хрипани. Первый шаг – добыча камня в карьерах, которые специально разыскивали неподалёку от будущей дороги.

Дорожные работы. Конец XIX — начало ХХ века.

Остро стоял вопрос об отчуждении земель, особенно при необходимости изменить место прохождения нового шоссе от старой грунтовой трассы. Число землевладельцев, особенно после наделения всех крестьян участками, было очень велико, и государство должно было учитывать интересы и права каждого. Обеим сторонам предстояло находить разумный компромисс, пытаясь одним не прогадать, а другим не переплатить за землю. Переговоры об отчуждении земли управа начала с наиболее крупных землевладельцев.

Фото А. Т. Саладина. 1910-е годы

Шоссе сразу после моста через Пехорку планировалось проложить не по селу, как оно идёт и теперь, а севернее, ближе к нынешнему карьеру, что позволяло избежать «лишнего» поворота и сократить протяжённость будущей дороги. Село оказывалось зажато с двух сторон – новым шоссе с севера и железной дорогой с юга. В начале 1892 года в Губернскую управу было отправлено сразу несколько заявлений с просьбой не менять направление шоссе и прокладывать его по старому грунтовому тракту. Аргументы заявителей были следующие – неудобство прогона скота и пользования покосами и люди не хотели менять сложившийся порядок вещей. Любая деревня или село, расположенные на дороге, так или иначе приспосабливают весь свой уклад жизни к соседству с дорогой. Жители почти всех сёл и деревень отправляли прошения проложить шоссе по старой грунтовой дороге.

Наибольшие трудности возникли на участке от деревни Панки до села Коренёво. В этом месте новое шоссе не просто отклонилось от прежнего грунтового тракта, а коренным образом изменило свой маршрут, обойдя сразу несколько деревень, через которые на протяжении веков проходила большая дорога. Егорьевское шоссе, по крайней мере до Гжели, практически не имеет длинных прямых участков, кроме этого. Лишь отдельные извилистые участки удалось спрямить.

Новое направление для шоссе представляло сокращение постройки на версту и давало значительные сбережения в расходах, Губернская земская управа возбудила ходатайство об отчуждении. Работы планировали проводить от начала тракта до села Гжели на протяжении 32 ¾ вёрст, если считать по грунтовому тракту, и 31 ¾ вёрст, если возможно будет осуществить спроектированное Управой изменение направления на первых трёх верстах тракта. На момент доклада комиссии заготовленный для первых трёх вёрст камень оставался в карьерах, далее шоссе было устроено, сделаны земляные работы и заготовлен каменный материал. Строительство продолжилось, и ход его освещался в журналах Московского земства. Работы велись полным ходом на всём протяжении шоссируемого тракта от Краскова в Московском уезде до Ильинского погоста в Егорьевском.

Фото А. Т. Саладина. 1910-е годы

Сегодняшнее Егорьевское шоссе проходит именно так, как его спроектировали губернские инженеры в 1890-х годах, и с тех пор изменениям практически не подвергалось. Дорога, проезжая в любое время года, дала новый толчок промышленности и торговли по всей своей протяжённости. Асфальтового покрытия не было до начала Великой Отечественной войны.

Протяженность Егорьевского шоссе составляет около 260 км. В самом начале трассы шоссе имеет по две полосы в каждую сторону. Однако уже примерно через 4 км от МКАД ширина трассы сужается до одной полосы в каждом направлении. Именно из-за минимального количества полос движения, Егорьевское шоссе часто бывает загружено транспортом. А также движение автомобилей затрудняет наличие на этом шоссе многочисленных населенных пунктов.

Отправляясь в путешествие по Егорьевскому шоссе из города Люберцы в город Касимов, первыми мы увидим посёлки, подчиненные Люберецкому городскому округу: Томилино, Красково, Малаховка.

Татьяна Андреева, методист Музея п. Малаховка (подразделение МУК «Музейно-выставочный комплекс» г.о. Люберцы)

 

Поделиться в социальных сетях и мессенджерах